Исторические свидетельства о воскресении Христа

Исторические свидетельства о воскресении Христа

По пору­че­нию ЦК КПУ мной были рас­смот­ре­ны кни­ги и ста­тьи по анти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де… Эта лите­ра­ту­ра пора­жа­ет преж­де все­го сво­ей неве­ро­ят­ной отста­ло­стью. В ней мож­но най­ти мно­же­ство поло­же­ний, выска­зан­ных в нау­ке 100–150 лет назад и потом реши­тель­но отверг­ну­тых. Во мно­гих слу­ча­ях дело обсто­ит гораз­до хуже: здесь обна­ру­жи­ва­ем мас­су гру­бей­ших извра­ще­ний фак­тов и совер­шен­но явных вымыс­лов. Авто­ры мно­гих анти­ре­ли­ги­оз­ных про­из­ве­де­ний демон­стри­ру­ют потря­са­ю­щее неве­же­ство.

Основ­ные заме­ча­ния поз­во­лю себе сгруп­пи­ро­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Вос­крес ли Хри­стос? Это основ­ной вопрос всей рели­гии, всей фило­со­фии, всех наук, каса­ю­щих­ся воз­зре­ний чело­ве­че­ских, ибо вос­крес­нуть мог толь­ко Бог. Сле­до­ва­тель­но, вопрос о Вос­кре­се­нии есть глав­ный вопрос.

После неко­то­рых важ­ней­ших откры­тий факт Вос­кре­се­ния при­знал к кон­цу сво­ей жиз­ни никто иной, как Фри­дрих Энгельс: “Новей­шие кап­па­до­кий­ские откры­тия обя­зы­ва­ют изме­нить наш взгляд на неко­то­рые немно­гие, но важ­ней­шие собы­тия миро­вой исто­рии. И то, что каза­лось ранее достой­ным вни­ма­ния толь­ко мифо­ло­гов, долж­но будет при­влечь вни­ма­ние и исто­ри­ков. Новые доку­мен­ты, поко­ря­ю­щие скеп­ти­ков сво­ей убе­ди­тель­но­стью, гово­рят в поль­зу наи­боль­ше­го из чудес в исто­рии — о воз­вра­ще­нии к жиз­ни Того, Кто был лишен ее на Гол­го­фе”.

Прав­да, эти стро­ки Энгель­са неиз­вест­ны у нас – они ни разу не пере­во­ди­лись на рус­ский язык в изда­ни­ях Марк­са и Энгель­са.

За кап­па­до­кий­ски­ми откры­ти­я­ми, убе­див­ши­ми даже Энгель­са, после­до­вал еще ряд откры­тий, еще более важ­ных.

Мы вер­нем­ся к совет­ской ате­и­сти­че­ской лите­ра­ту­ре. Осно­ва­ни­ем для наших отри­ца­ний Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва слу­жит, как они уве­ря­ют, отсут­ствие сви­де­тельств о Вос­кре­се­нии. Как же в дей­стви­тель­но­сти обсто­ит дело?

Лаби­ри­тиос в момент Вос­кре­се­ния Хри­ста ока­зал­ся со сво­и­ми чинов­ни­ка­ми неда­ле­ко от места захо­ро­не­ния Хри­ста. Они ясно виде­ли паде­ние кам­ня, закры­вав­ше­го гроб, под­няв­шу­ю­ся над этим местом небы­ва­ло ярко сия­ю­щую фигур­ку. Лаби­ри­тиос вме­сте со сво­и­ми спут­ни­ка­ми и сто­ро­жа­ми бро­си­лись сооб­щить об этом вла­стям.

Грек Гер­ми­дий зани­мал офи­ци­аль­ную долж­ность био­гра­фа пра­ви­те­ля Иудеи… До само­го рас­пя­тия он счи­тал Хри­ста обман­щи­ком. Поэто­му он по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве отпра­вил­ся в ночь под Вос­кре­се­ние ко гро­бу, наде­ясь убе­дить­ся в том, что Хри­стос не вос­крес­нет и тело Его навсе­гда оста­нет­ся в зем­ле. Но вышло ина­че. “При­бли­зив­шись ко гро­бу… — пишет Гер­ми­дий, — мы виде­ли в сла­бом све­те ран­ней зари стра­жу у гро­ба: два чело­ве­ка сиде­ли, осталь­ные лежа­ли на зем­ле, было очень тихо. Мы шли очень мед­лен­но, и нас обо­гна­ла стра­жа, шед­шая ко гро­бу сме­нить ту, кото­рая нахо­ди­лась там с вече­ра. Потом вдруг ста­ло очень свет­ло. Мы не мог­ли понять, отку­да этот свет. Но вско­ре уви­де­ли, что он исхо­дит от дви­жу­ще­го­ся свер­ху сия­ю­ще­го обла­ка. Оно спу­сти­лось ко гро­бу, и над зем­лей там пока­зал­ся Чело­век, как бы весь све­тя­щий­ся. Затем раз­дал­ся удар гро­ма, но не на небе, а на зем­ле. От это­го уда­ра нахо­див­ша­я­ся стра­жа в ужа­се вско­чи­ла, а потом упа­ла. В это вре­мя к гро­бу спра­ва от нас по тро­пин­ке спус­ка­лась жен­щи­на, вдруг она закри­ча­ла: “Откры­лась! Откры­лась!” И в этот миг нам ста­ло вид­но, что дей­стви­тель­но очень боль­шой камень, лежа­щий на гро­бе, как бы сам собой под­нял­ся и открыл гроб. Мы очень испу­га­лись. Через неко­то­рое вре­мя свет над гро­бом исчез, ста­ло тихо, как обык­но­вен­но. Когда мы при­бли­зи­лись к гро­бу, ока­за­лось, что там уже нет тела погре­бен­но­го чело­ве­ка”.

Сири­ец Эйшу, извест­ный врач, близ­кий к Пила­ту и лечив­ший его, отно­сил­ся к чис­лу наи­бо­лее выда­ю­щих­ся людей сво­е­го вре­ме­ни. Вид­ней­ший медик и нату­ра­лист, поль­зо­вав­ший­ся широ­чай­шей попу­ляр­но­стью на Восто­ке, а потом и в Риме, он напи­сал про­из­ве­де­ния, кото­рые соста­ви­ли целую эпо­ху в нау­ке. Неда­ром исто­ри­ки нау­ки счи­та­ли, что он по пра­ву зани­ма­ет место как врач рядом с Гип­по­кра­том, Цель­сом, Гале­ном, а как ана­том — рядом с Лео­нар­до да Вин­чи и Веза­ли­ем; толь­ко мало­из­вест­ный язык, на кото­ром он писал, поме­шал его при­зна­нию. Далее важ­но то, при каких обсто­я­тель­ствах Эйшу наблю­дал опи­сан­ное им. По пору­че­нию Пила­та он с вече­ра нака­нуне Вос­кре­се­ния нахо­дил­ся вбли­зи гро­ба с пятью сво­и­ми помощ­ни­ка­ми, кото­рые все­гда сопут­ство­ва­ли ему. Он же был сви­де­те­лем погре­бе­ния Хри­ста. В суб­бо­ту он два­жды осмат­ри­вал гроб, а вече­ром по при­ка­за­нию Пила­та отпра­вил­ся сюда с помощ­ни­ка­ми и дол­жен был про­ве­сти здесь ночь. Зная о про­ро­че­ствах отно­си­тель­но Вос­кре­се­ния Хри­ста, Эйшу и его помощ­ни­ки-меди­ки инте­ре­со­ва­лись этим с точ­ки зре­ния есте­ство­ис­пы­та­те­лей. Поэто­му всё, свя­зан­ное с Хри­стом и Его смер­тью, они тща­тель­но иссле­до­ва­ли. В ночь под Вос­кре­се­ние они бодр­ство­ва­ли по оче­ре­ди. С вече­ра его помощ­ни­ки лег­ли спать, но задол­го до Вос­кре­се­ния уже просну­лись и воз­об­но­ви­ли наблю­де­ния за про­ис­хо­дя­щим в при­ро­де. “Мы все — вра­чи, стра­жа и осталь­ные, — пишет Эйшу, — были здо­ро­вы, бод­ры, чув­ство­ва­ли себя так, как все­гда. У нас не было ника­ких пред­чув­ствий. Мы совер­шен­но не вери­ли, что умер­ший может вос­крес­нуть. Но Он дей­стви­тель­но вос­крес, и все мы виде­ли это соб­ствен­ны­ми гла­за­ми”. Далее сле­ду­ет опи­са­ние Вос­кре­се­ния…

Один из круп­ней­ших в мире зна­то­ков антич­но­сти ака­де­мик В.П.Вузескул гово­рил: “Вос­кре­се­ние Хри­ста под­твер­жде­но исто­ри­че­ски­ми дан­ны­ми с такой несо­мнен­но­стью, как суще­ство­ва­ние Ива­на Гроз­но­го и Пет­ра Вели­ко­го… Если отри­цать Вос­кре­се­ние Хри­ста, то нуж­но отри­цать (при­чем, с гораз­до боль­шим осно­ва­ни­ем) суще­ство­ва­ние Пила­та, Юлия Цеза­ря, Неро­на”.

Это толь­ко неболь­шая часть источ­ни­ков, где гово­рит­ся, что Хри­стос дей­стви­тель­но вос­крес. Для крат­ко­сти огра­ни­чим­ся лишь переч­нем дру­гих источ­ни­ков: Епи­фа­ний Афри­кан, Евсе­вий Еги­пет­ский, Сар­до­ний Пани­дор, Иппо­лит Маке­до­ня­нин, Амми­он Алек­сан­дрий­ский, Сабел­ли Грек, Иса­а­кий Иеру­са­лим­ский, Кон­стан­тин Кир­ский и дру­гие. Это толь­ко те, кто жил во вре­мя Хри­ста, при­чем нахо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме или в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от него и стал оче­вид­цем само­го Вос­кре­се­ния или неопро­вер­жи­мых фак­тов, под­твер­жда­ю­щих его.

Чрез­вы­чай­но пока­за­тель­но, что ряд сви­де­тельств мы нахо­дим у еврей­ских авто­ров того вре­ме­ни, хотя вполне понят­но, что евреи склон­ны вся­че­ски замал­чи­вать факт Вос­кре­се­ния. Сре­ди еврей­ских писа­те­лей того вре­ме­ни, пря­мо гово­рив­ших о Вос­кре­се­нии, нахо­дим таких надеж­ных авто­ров, как Уриоа Гами­я­нин, Гапон Месо­по­там­ский, Шер­бум-Отоэ, Фер­ман из Сареп­ты, Мана­кия-врач, Навин, Мифер­кант. Мифер­кант был одним из чле­нов Синед­ри­о­на, каз­на­че­ем. Имен­но из его рук Иуда полу­чил за пре­да­тель­ство 30 среб­ре­ни­ков. Но когда после Вос­кре­се­ния Хри­ста сре­ди иуде­ев под­ня­лась тре­во­га, Мифер­кант был пер­вым из чле­нов Синед­ри­о­на, при­быв­ших на место для рас­сле­до­ва­ния. Он убе­дил­ся, что Вос­кре­се­ние свер­ши­лось. Ему дове­лось быть у гро­ба Гос­под­ня почти перед самым момен­том Вос­кре­се­ния. Он при­был сюда для опла­ты стра­жи, сто­яв­шей у гро­ба… Выпла­тив день­ги, он ушел, стра­жа оста­лась до кон­ца сме­ны… Но не успел Мифер­кант дале­ко отой­ти, как гро­мад­ный камень был отбро­шен неве­до­мой силой. Воз­вра­тясь назад ко гро­бу, Мифер­кант еще успел уви­деть исче­за­ю­щее сия­нье над гро­бом. Все это им опи­са­но в сочи­не­нии “О пра­ви­те­лях Пале­сти­ны”, кото­рое при­над­ле­жит к чис­лу наи­бо­лее цен­ных и прав­ди­вых источ­ни­ков из исто­рии Пале­сти­ны.

В общей слож­но­сти, по под­сче­там круп­ней­ше­го зна­то­ка рим­ской исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ры ака­де­ми­ка Пету­ши­на, чис­ло вполне надеж­ных сви­де­тельств о Вос­кре­се­нии пре­вы­ша­ет 210, по нашим под­сче­там это чис­ло еще боль­ше — 230, ибо к дан­ным Пету­ши­на нуж­но доба­вить еще те исто­ри­че­ские памят­ни­ки, кото­рые были обна­ру­же­ны после выхо­да его рабо­ты…

Из доклад­ной запис­ки в ЦК КПУ ака­де­ми­ка АН СССР,
дирек­то­ра Инсти­ту­та укра­ин­ской лите­ра­ту­ры
А. И. Белец­ко­го //Сретенский кален­дарь-сбор­ник 2000. — С. 177.