Рождество Христово. Краткая история.

О поминовении ближних

Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Спа­си­тель мира, родил­ся от Пре­свя­той Девы Марии в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Авгу­ста (Окта­вия) в горо­де Виф­ле­е­ме. Август пове­лел сде­лать все­на­род­ную пере­пись во всей сво­ей импе­рии, к кото­рой отно­си­лась тогда и Пале­сти­на. У евре­ев был обы­чай вести народ­ные пере­пи­си по коле­нам, пле­ме­нам и родам, вся­кое коле­но и род име­ли свои опре­де­лен­ные горо­да и пра­о­те­че­ские места, пото­му Пре­бла­го­сло­вен­ная Дева и пра­вед­ный Иосиф, как про­ис­хо­див­шие от рода Дави­до­ва, долж­ны были идти в Виф­ле­ем (город Дави­да), что­бы вне­сти и свои име­на в спи­сок под­дан­ных кеса­ря.
В Виф­ле­е­ме они не нашли уже ни одно­го сво­бод­но­го места в город­ских гости­ни­цах. В извест­ня­ко­вой пеще­ре, пред­на­зна­чен­ной для стой­ла, сре­ди сена и соло­мы, раз­бро­сан­ных для кор­ма и под­стил­ки ско­ту, дале­ко от посто­ян­но­го место­жи­тель­ства, сре­ди чужих людей, в холод­ную зим­нюю ночь, в обста­нов­ке, лишен­ной не толь­ко зем­но­го вели­чия, но даже обык­но­вен­но­го удоб­ства – родил­ся Бого­че­ло­век, Спа­си­тель мира. «Таин­ство стран­ное вижду и пре­слав­ное, – с удив­ле­ни­ем вос­пе­ва­ет Свя­тая Цер­ковь, – Небо – вер­теп; Пре­стол Херу­вим­ский – Деву; ясли – вме­сти­ли­ще, в них же воз­ле­же невме­сти­мый Хри­стос Бог» (ирмос 9‑й пес­ни кано­на). Без­бо­лез­нен­но родив­шая Богом­ла­ден­ца Пре­свя­тая Дева, Сама, без посто­рон­ней помо­щи, «повит Его и поло­жи в яслех» (Лк. 2).

Но сре­ди пол­ноч­ной тиши­ны, когда всё чело­ве­че­ство объ­ято было глу­бо­чай­шим гре­хов­ным сном, весть о Рож­де­стве Спа­си­те­ля мира услы­ша­ли пас­ту­хи, быв­шие на ноч­ной стра­же у сво­е­го ста­да. Им пред­стал Ангел Гос­по­день и ска­зал: «Не бой­те­ся: се бо бла­го­вест­вую вам радость велию, яже будет всем людем, яко роди­ся вам днесь Спа­си­тель, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Дави­до­ве», и сми­рен­ные пас­ты­ри пер­вые удо­сто­и­лись покло­нить­ся ради спа­се­ния людей Снис­шед­ше­му до «рабия зра­ка». Кро­ме ангель­ско­го бла­го­ве­стия виф­ле­ем­ским пас­ты­рям, Рож­де­ство Хри­сто­во чудес­ною звез­дою воз­ве­ще­но было волх­вам «звез­до­слов­цам», и в лице восточ­ных муд­ре­цов весь язы­че­ский мир, незри­мо для него само­го – пре­кло­нил свои коле­на пред истин­ным Спа­си­те­лем мира, Бого­че­ло­ве­ком. Вой­дя в хра­ми­ну, где был Мла­де­нец, волх­вы – «пад­ше покло­ни­ша­ся Ему, и отверз­ше сокро­ви­ща своя, принссо­ша Ему дары: зла­то и ливан и смир­ну» (Мф. 2, 11).

В вос­по­ми­на­ние Рож­де­ства во пло­ти Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста уста­нов­лен Цер­ко­вью празд­ник. Нача­ло его отно­сит­ся ко вре­ме­нам Апо­сто­лов. В Апо­столь­ских Поста­нов­ле­ни­ях гово­рит­ся: «Хра­ни­те, бра­тия, дни празд­нич­ные, и во-пер­вых день Рож­де­ства Хри­сто­ва, кото­рое да празд­ну­ет­ся вами в 25 день деся­та­го меся­ца» (от мар­та). Там же, в дру­гом месте ска­за­но: «День Рож­де­ства Хри­сто­ва да празд­ну­ют, в онь­же неча­е­мая бла­го­дать дана чело­ве­кам рож­де­ни­ем Божия Сло­ва из Марии Девы на спа­се­ние миру». Во II сто­ле­тии на день Рож­де­ства Хри­сто­ва 25 декаб­ря ука­зы­ва­ет свя­ти­тель Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. В III веке о празд­ни­ке Рож­де­ства Хри­сто­ва, как о быв­шем преж­де, упо­ми­на­ет свя­той Иппо­лит Рим­ский, назна­чая чте­ние Еван­ге­лия в этот день из 1 гла­вы от Мат­фея. Извест­но, что во вре­мя гоне­ния хри­сти­ан Мак­си­ми­а­ном, в 302 году, нико­ми­дий­ские хри­сти­ане в самый празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва сожже­ны были в хра­ме в чис­ле 20000. В том же веке, когда Цер­ковь после гоне­ния полу­чи­ла сво­бо­ду веро­ис­по­ве­да­ния и сде­ла­лась гос­под­ству­ю­щей в Рим­ской импе­рии, празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва нахо­дим во всей Все­лен­ской Церк­ви, как мож­но видеть это из поуче­ний свя­то­го Ефре­ма Сири­на, свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­ко­го, Гри­го­рия Бого­сло­ва, свя­ти­те­ля Гри­го­рия Нис­ско­го, свя­ти­те­лей Амвро­сия, Иоан­на Зла­то­уста и дру­гих отцов Церк­ви IV века на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в сло­ве сво­ем, кото­рое он гово­рил в 385 году, назы­ва­ет празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва древним и очень древним. В том же веке на месте пеще­ры Виф­ле­ем­ской, про­слав­лен­ной рож­де­ни­ем Иису­са Хри­ста, рав­ноап­о­столь­ная цари­ца Еле­на соору­ди­ла храм, о вели­ко­ле­пии кото­ро­го мно­го ста­рал­ся дер­жав­ный ее сын. В кодек­се Фео­до­сия, издан­ном в 438 году, и Юсти­ни­а­на – в 535, изла­га­ет­ся закон о все­об­щем празд­но­ва­нии дня Рож­де­ства Хри­сто­ва. В этом смыс­ле, веро­ят­но, Ники­фор Кал­лист, писа­тель XIV века, в сво­ей исто­рии гово­рит, что импе­ра­тор Юсти­ни­ан в VI веке уста­но­вил празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во по всей зем­ле. В V веке Ана­то­лий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, в VII – Софро­ний и Андрей Иеру­са­лим­ские, в VIII – свя­тые Иоанн Дамас­кин, Кос­ма Маи­ум­ский и Гер­ман, Пат­ри­арх Царе­град­ский, в IX – пре­по­доб­ная Кас­сия и дру­гие, кото­рых име­на неиз­вест­ны, напи­са­ли для празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва мно­гие свя­щен­ные пес­но­пе­ния, упо­треб­ля­е­мые ныне Цер­ко­вью для про­слав­ле­ния свет­ло празд­ну­е­мо­го собы­тия.

Впро­чем, в пер­вые три века, когда гоне­ния стес­ня­ли сво­бо­ду хри­сти­ан­ско­го Бого­слу­же­ния, в неко­то­рых местах Восто­ка – Церк­вах Иеру­са­лим­ской. Антио­хий­ской, Алек­сан­дрий­ской и Кипр­ской – празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва соеди­нял­ся с празд­ни­ком Кре­ще­ния 6 янва­ря, под общим име­нем Бого­яв­ле­ния. При­чи­ной это­го, веро­ят­но, было мне­ние, что Хри­стос кре­стил­ся в день Сво­е­го рож­де­ния, как мож­но заклю­чать об этом из слов свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, кото­рый в одной из бесед сво­их в Рож­де­ство Хри­сто­во гово­рит: «не тот день, в кото­рый родил­ся Хри­стос, назы­ва­ет­ся Бого­яв­ле­ни­ем, но тот, в кото­рый Он кре­стил­ся». К тако­му мне­нию мог­ли подать повод сло­ва еван­ге­ли­ста Луки, кото­рый, гово­ря о кре­ще­нии Иису­са Хри­ста, сви­де­тель­ству­ет, что тогда «бе Иисус лет яко три­де­сять» ( Лк. 3, 23). Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­сто­ва вме­сте с Бого­яв­ле­ни­ем в неко­то­рых Церк­вах восточ­ных про­дол­жа­лось до кон­ца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памят­ни­ком древ­не­го соеди­не­ния празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­сто­ва и Бого­яв­ле­ния доныне в Пра­во­слав­ной Церк­ви слу­жит совер­шен­ное сход­ство в отправ­ле­нии этих празд­ни­ков. Тому и дру­го­му пред­ше­ству­ет сочель­ник, с оди­на­ко­вым народ­ным пре­да­ни­ем, что в сочель­ни­ки долж­но постить­ся до звез­ды. Чин Бого­слу­же­ния в наве­че­рия обо­их празд­ни­ков и в самые празд­ни­ки совер­шен­но оди­на­ков.

День Рож­де­ства Хри­сто­ва издрев­ле при­чис­лен Цер­ко­вью к вели­ким дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам, соглас­но с Боже­ствен­ным сви­де­тель­ством Еван­ге­лия, изоб­ра­жа­ю­ще­го празд­ну­е­мое собы­тие вели­чай­шим, все­ра­дост­не­ишим и чудес­ным. «Се бла­го­вест­вую вам, – ска­зал Ангел виф­ле­ем­ским пас­ты­рям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко роди­ся вам Спас, Иже есть Хри­стос Гос­подь, во гра­де Дави­до­ве. И се вам зна­ме­ние: обря­ще­те Мла­ден­ца пови­та, лежа­ща в яслех. Тогда же вне­за­пу бысть со Анге­лом мно­же­ство вой небес­ных, хва­ля­щих Бога и гла­го­лю­щих: сла­ва в выш­них Богу, и на зем­ли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Вси слы­шав­ший диви­ша­ся о гла­го­лан­ных от пас­ты­рей о рожд­шем­ся Спа­си­те­ле, и сами пас­ты­ри воз­вра­ти­ша­ся, сла­вя­ще и хва­ля­ще Бога о всех, яже слы­ша­ша и виде­ша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рож­де­ство Хри­сто­во, как собы­тие высо­чай­шее и чрез­вы­чай­ное, сопро­вож­да­лось див­ной вестью пас­ты­рям и волх­вам о все­мир­ной радо­сти для всех людей, «яко роди­ся Спас», Ангель­ским сла­во­сло­ви­ем родив­ше­му­ся Спа­су, покло­не­ни­ем Ему пас­ты­рей и волх­вов,. бла­го­го­вей­ным удив­ле­ни­ем мно­гих, слы­шав­ших сло­ва пас­ты­рей о родив­шем­ся Отро­ча­ти, сла­вою и хва­лою Его от пас­ты­рей.

Соглас­но с Боже­ствен­ным сви­де­тель­ством Еван­ге­лия, отцы Церк­ви в сво­их Бого­муд­рых писа­ни­ях изоб­ра­жа­ют празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва вели­чай­шим, все­мир­ным и радост­ней­шим, кото­рый слу­жит нача­лом и осно­ва­ни­ем для про­чих празд­ни­ков.