РИЗОПОЛОЖЕНЧЕСКИЙ Logo МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Храм Страстей Христовых

В цен­тре мона­сты­ря воз­вы­ша­ет­ся вели­че­ствен­ный храм — Храм Стра­стей Хри­сто­вых, посвя­щен­ный послед­ним дням зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, Спа­си­тель­ным Его стра­да­ни­ям.

Освя­ще­ние хра­ма совер­шил 6 сен­тяб­ря 2012 года Бла­жен­ней­ший мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Укра­и­ны Вла­ди­мир (Сабо­дан, † 05.07.14 г.)

Храм с шатро­вым завер­ше­ни­ем, в плане име­ет фор­му кре­ста. Во вре­мя рас­пя­тия и крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля Свя­тая кровь, сте­кая по кре­сту, оро­си­ла Гол­го­фу и «про­цвел Крест». Ору­дие позо­ра, по опре­де­ле­нию боже­ствен­но­го мило­сер­дия, сде­ла­лось дре­вом жиз­ни, и послу­жи­ло омо­ве­нию гре­хов чело­ве­че­ства.

Все собы­тия Страст­ной сед­ми­цы нашли отра­же­ние в убран­стве хра­ма, отли­ча­ю­щим­ся сво­им вели­ко­ле­пи­ем и тор­же­ствен­но­стью. Рез­ной мра­мор­ный ико­но­стас с уни­каль­ны­ми, ред­ки­ми по содер­жа­нию ико­на­ми сия­ет осле­пи­тель­ной белиз­ной на общем фоне раз­но­цвет­ных моза­ик и при­глу­шен­ных тонов мону­мен­таль­ных живо­пис­ных ком­по­зи­ций.

На ико­но­ста­се раз­ме­ще­на Ико­на «Спа­си­тель в тер­но­вом вен­це», на кото­рой запе­чат­лен лик Спа­си­те­ля, пре­тер­пе­ва­ю­ще­го муки в рим­ской пре­то­рии. Хри­стос изоб­ра­жен в пол­ный рост, Его голо­ва скло­не­на на бок, руки свя­за­ны. На пле­чи набро­ше­на «баг­ря­ни­ца». Этот образ создан на осно­ве тек­ста Еван­ге­лия от Мат­фея: «Тогда вои­ны пра­ви­те­ля, взяв­ши Иису­са в пре­то­рию, собра­ли на Него весь полк. И раз­дев­ши Его, наде­ли на Него баг­ря­ни­цу; и, сплет­ши венок из тер­на, воз­ло­жи­ли Ему на голо­ву и дали Ему в пра­вую руку трость; и, ста­но­вясь пред Ним на коле­ни, насме­ха­лись над Ним, гово­ря: радуй­ся, Царь Иудей­ский! И пле­ва­ли на Него, и, взяв­ши трость, били Его по голове»(Мф., 27, 27–30).

Рим­ские вои­ны обла­чи­ли Спа­си­те­ля в баг­ря­ни­цу, дали в руки трость, а на голо­ву наде­ли венец из тер­но­во­го хво­ро­ста, кото­рым мест­ные жите­ли отап­ли­ва­ли свои жили­ща. Длин­ные шипы тер­на про­ка­лы­ва­ли кро­ве­нос­ные сосу­ды на голо­ве, вызы­вая обиль­ные кро­во­те­че­ния и невы­но­си­мое муче­ние. Про­ро­че­ство Иса­ии гово­рит: «Я пре­дал хре­бет Мой бию­щим и лани­ты Мои пора­жа­ю­щим; лица Мое­го не закры­вал от пору­га­ний и опле­ва­ния» (Ис. 50: 6)
Запе­чат­лен­ные на иконе физи­че­ские истя­за­ния Спа­си­те­ля при­зва­ны вызвать у чело­ве­ка глу­бо­кое лич­ное сопе­ре­жи­ва­ние, кото­рое долж­но при­ве­сти к соеди­не­нию с Богом в момент Его стра­да­ний. Несмот­ря на испы­ты­ва­е­мые муче­ния, в обра­зе Хри­ста ощу­ща­ет­ся вели­че­ствен­ная Боже­ствен­ная сила, соеди­нён­ная с тер­пе­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

Ико­на Бого­ма­те­ри Скор­бя­щей поме­ще­на сле­ва на ико­но­ста­се. Божья Матерь, сто­я­щая у под­но­жия Гол­гоф­ско­го Кре­ста, пред­став­ле­на погру­жен­ной в молит­вен­ную скорбь о рас­пя­том Хри­сте. Рядом нахо­дит­ся неболь­шая по раз­ме­ру ико­на Бого­ро­ди­цы, кото­рая назы­ва­ет­ся «Умяг­че­ние злых сер­дец» или «Симео­но­во про-рече­ние». Как повест­ву­ет свя­той еван­ге­лист Лука, Симе­он Бого­при­и­мец бла­го­слов­ляя свя­то­го Иоси­фа и Марию, при­нес­ших Мла­ден­ца в храм, обра­тил­ся к Пре­чи­стой Деве с тем самым Симео­но­вым про­ре­че­ни­ем: «се, лежит Сей на паде­ние и на вос­ста­ние мно-гих в Изра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Тебе Самой ору­жие прой­дет душу, – да откро­ют­ся помыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:34–35). Подоб­но тому, как Хри­ста прон­зят гвоз­дя­ми и копи­ем, так и душу Пре­чи­стой Девы пора­зит некое «ору­жие» — печа­ли и сер­деч­ной боли, когда уви­дит Она стра­да­ния Сына Сво­е­го. После же от-кро­ют­ся скры­тые помыш­ле­ния людей, кото­рым пред­сто­ит сде­лать выбор: с Хри­стом они или про­тив Него.

Завер­ша­ют икон­ный ряд ико­но­ста­са обра­зы небес­ных сил, анге­лов, дер­жа­щих Ору­дия Стра­стей Хри­сто­вых, кото­рые сви­де­тель­ству­ют о пере­жи­тых муче­ни­ях Спа­си­те­ля. Это копие рим­ско­го вои­на, кото­рым были про­бо­де­ны пре­чи­стые реб­ра Спа­си­те­ля, лест­ни­ца, моло­ток и четы­ре гвоз­дя — ору­дия при­гвож­де­ния, тер­но­вый венец, трость, колон­на, вер­вие, бичи и пру­тья, плеть и роз­ги, губа напол­нен­ная уксу­сом — ору­дия пору­га­ния.

На южной стене хра­ма рас­по­ло­же­на ком­по­зи­ция «Сня­тие со кре­ста», эпи­зод Стра­стей Хри­сто­вых, сле­ду­ю­щий за рас­пя­ти­ем и пред­ше­ству­ю­щий опла­ки­ва­нию Иису­са. Упо­ми­на­ние о сня­тии тела Иису­са с кре­ста име­ет­ся во всех четы­рех Еван­ге­ли­ях. Иосиф Ари­ма­фей­ский и Нико­дим сни­ма­ют вме­сте с кре­ста Тело и уно­сят в сад, близ Гол­го­фы, где в ска­ле высе­чен гроб. У иуде­ев был обы­чай зары­вать тела каз­нен­ных пре­ступ­ни­ков в общей моги­ле. По всей веро­ят­но­сти этот послед­ний позор пред­на­зна­чал­ся и Иису­су. Но, по пред­веч­но­му про­мыс­лу Божию, вновь испол­ня­ет­ся то, что еще за шесть веков до это­го было пред­ска­за­но про­ро­ком Иса­и­ей: «Ему назна­чи­ли гроб со зло­де­я­ми, но Он погре­бен у бога­то­го» (Ис. 53:9).

Тело Хри­ста пома­зы­ва­ют ало­ем и смир­ной, обви­ва­ют пла­ща­ни­цей и голо­ву покры­ва­ют убру­сом. Иосиф и Нико­дим тихо поют погре­баль­ную песнь, а бла­го­че­сти­вые жены оро­ша­ют сле­за­ми место погре­бе­ния. Ком­по­зи­ция на этот сюжет поме­ще­на на север­ной стене. В этой же части хра­ма нахо­дит­ся копия зна­ме­ни­той Турин­ской пла­ща­ни­цы, явля­ю­щей­ся одним из уди­ви­тель­ных сви­де­тельств Вос­кре­се­ния Спа­си­те­ля, сохра­нив­шим­ся до наших дней. Пла­ща­ни­ца допол­ня­ет впе­чат­ле­ние нахо­дя­ще­го­ся в хра­ме чело­ве­ка о запе­чат­лен­ных ранах Хри­ста, сле­дах Свя­той кро­ви Спа­си­те­ля, кото­рую Он про­лил за наши гре­хи и во спа­се­ние наше.

Насто­я­щим укра­ше­ни­ем хра­ма явля­ют­ся моза­и­ки, кото­рые запол­ня­ют все сво­бод­ные от живо­пис­ных изоб­ра­же­ний плос­ко­сти стен, а так­же пол в алта­ре и основ­ной части хра­ма. Бога­тая палит­ра моза­ик, пере­ли­ва­ю­щих­ся все­ми цве­та­ми раду­ги, слу­жит ярким фоном, уси­ли­ва­ю­щим эмо­ци­о­наль­ное вос­при­я­тие живо­пис­ных сюже­тов. Цвет­ная моза­и­ка, так же как золо­той фон икон, вос­хо­дит к обра­зу Небес­но­го Иеру­са­ли­ма, кото­рый постро­ен из дра­го­цен­ных кам­ней (Откр. 21.18–21).

Зри­тель­ные обра­зы собы­тий, запе­чат­лен­ные в ико­нах и настен­ной живо­пи­си, дают нам воз­мож­ность сопе­ре­жи­вать и состра­дать Спа­си­те­лю в самый дра­ма­ти­че­ский эпи­зод Его зем­ной жиз­ни, живее вос­при­нять собы­тия послед­них дней и часов, когда Бого­че­ло­век пре­бы­вал еще сре­ди людей.

В стра­стях Спа­си­те­ля испол­ни­лось Писа­ние: нет в Нем ни вида, ни вели­чия, Муж скор­бей и изве­дав­ший болез­ни, и рана­ми Его мы исце­ли­лись (Ис. 52: 2, 3, 5).

По мне­нию В.Н. Лос­ско­го в этих обра­зах Стра­да­ний Хри­сто­вых важ­но «суметь рас­по­знать побе­ду под види­мо­стью пора­же­ния, силу Божию, в немо­щи совер­ша­ю­щу­ю­ся».